Нагрузка на фрикцион катушки что это

Фрикционный тормоз безынерционной катушки — классификация и настройка

Фрикционный тормоз — это одна из самых важных частей любой безынерционной спиннинговой или фидерной катушки. Служит фрикцион для того, чтобы самопроизвольно начать спускать леску с катушки при очень сильном сопротивлении рыбы.

Допустим вы ловите рыбу монолеской 0.15 диаметра. А вам на спиннербейт сел огромный жерех весом в 4.5 кг. Скажем прямо, без фрикционного тормоза шансов вытащить такую крупную рыбу, которая способа делать сильные рывки и уходить на глубину — не много. Если бы фрикциона не было — рыба просто бы растянула вашу леску и порвала ее, никакие ваши гасящие движения спиннингом не помогли бы, ведь леска слишком тонка для такой крупной рыбы.

Тут на помощь приходит фрикцион, который вручную настраивается на определенную нагрузку. Если рыба начинает тянуть леску слишком сильно — она начинает стравливаться со шпули. Рыба при этом ощущает сопротивление и тратит силы на то, чтобы попытаться уйти. А в моменты когда рыба ослабевает — вы спокойной можете подматывать ручку катушки и следовательно приближать добычу к лодке или к берегу.

Разновидности фрикционных тормозов

Бывает 2 вида фрикциона:

  • передний (считается спиннинговым)
  • задний (считается фидерным)

У обоих видов фрикционных тормозов есть свои преимущества и недостатки, разберем каждый более подробно.

Передний фрикционный тормоз значительно более чувствителен и может реагировать даже на самые слабые сопротивления лески. Расположен он на передней части шпули. Настраивается путем вращения винта.

Первый недостаток такого фрикциона является не очень удобная настройка в процессе вываживания, значительно проще быстро подкрутить или наоборот ослабить задний фрикцион, тогда как доступ к переднему может быть немного перекрыт леской идущей от лесоукладывателя к первому кольцу удилища.

Второй недостаток переднего фрикциона — менее удобно снимать и заменять шпулю катушки. Передний фрикцион является винтом, которые крепит шпулю, тогда как если в катушке задний фрикцион — шпулю можно сменить одним нажатием на кнопку на шпуле.

Задний фрикционный тормоз менее чувствителен и чаще используется при ловле мощными снастями крупной рыбы на фидер, троллинг или при ловле мощным спиннингом. Позволяет удобно производить настройку даже прямо во время вываживания.

Спиннинги Black Hole — подробный обзор всех линеек лучших твичинговых и джиговых спиннингов.

Оснастка дроп-шот — видео связки узла, выбор приманок в следующей статье.

Настройка фрикционного тормоза

Казалось бы в настройке фрикционного тормоза нет ничего сложного. Необходимо настроить фрикцион так, чтобы он начинал стравливать леску только в случае серьезного сопротивления рыбы или при зацепе, чтобы леска не порвалась, удилище не сломалось.

Но настраивать фрикцион нужно буквально в полевых условиях. Дело в том, что усилие, которое необходимо приложить для натяжения лески идущей прямо из катушки и для натяжения лески идущей из последнего кольца спиннингового удилища — разные. Если леска проходит через все кольца и натянута от спиннинга под углом в 90 градусов — усилий для срабатывания фрикциона потребуется значительно больше, нежели при стягивании лески прямиком с катушки. Вот и настраивать нужно катушка в условиях пропуска лески через все кольца.

Идеальный вариант — привязать конец лески к какому-нибудь предмету и потягивая удилище под 90-120 градусов выставить фрикцион, чтобы он срабатывал примерно на 80% нагрузки (при 100% леска порвется). Это обезопасит вас от лишнего схода лески во время вываживания и доставит хищнику максимальное сопротивление.

Комментарии

У заднего и переднего фрикционов совершенно различное назначение. Передний фрикцион работает при вываживании, а задний — после поклёвки до начала вываживания. Задний фрикцион имеет смысл только в катушках с системой «бейтраннер» и работает только при включённом «бейтраннере». При начале наматывания лески ручкой (при вываживании) «бейтраннер» автоматически отключается, и катушка переключается на передний фрикцион.

Варианты катушек:
1 — с передним фрикционом;
2 — с задним фрикционом;
3 — с передним и задним фрикционами одновременно (система «байтраннер»).
Назначение переднего и заднего фрикционов в вариантах 1 и 2 одинаковое — используется при вываживании рыбы (после подсечки).
Назначение переднего фрикциона в варианте 3 — вываживание, назначение заднего — регулировать усилие свободного вращения шпули до подсечки

1 и 2 — это не варианты. Это просто катушка с одним фрикционом. Где располагается ручка регулировки этого фрикциона — не так уж и важно. Ясно, что и сам фрикцион размещается в разных местах — в шпуле и на заднем конце оси, но в случае одного фрикциона это совершенно эквифаллично.

А вот 3 — это и есть второй вариант — катушка с двумя фрикционами — передним и задним. И назначение фрикционов диктуется их расположением: передний — для вываживания, задний — до подсечки.

Глубокомысленные размышления о различиях типов фрикционов у катушек с одним фрикционом могут создать впечатление о существенных различиях этих типов, влияющих на выбор катушки. Это, однако, неверно.

1 и 2 — это варианты расположения фрикциона в катушке. Естественно, это просто катушка с одним фрикционом (кто же спорит?). Но не всем рыболовам, скорее даже наоборот, эквифаллично, что у них в руках: катушка с передним фрикционом или задним. О вкусах не спорю, но все недостатки и достоинства указаны выше, в статье. Это, как варианты автомобилей с передним и задним приводом: оба выполняют своё назначение, но по-разному. И различия здесь более понятны, чем в катушках. А чтобы понять различия в катушках (варианты 1 и 2), нужны не глубокомысленные размышления (которые, кстати, Вам не помогли увидеть эти различия), а логическое мышление и/или опыт.
Для опытного (разборчивого) рыболова важна катушка «в деталях», а для мнимого и новичка — лишь катушка «в целом».
P.S: Пришел я тут как-то намедни в рыболовный магазин купить крючки к зимней рыбалке, а ушел ни с чем. Из двух сотен вариантов не смог подобрать нужной формы.

Для опытного (разборчивого) рыболова важна катушка «в деталях», а для мнимого и новичка — лишь катушка «в целом». P.S: Пришел я тут как-то намедни в рыболовный магазин купить крючки к зимней рыбалке, а ушел ни с чем. Из двух сотен вариантов не смог подобрать нужной формы.

Блин, сожми чуть-чуть свои РАСТОПЫРЕННЫЕ ПАЛЬЦЫ «опытного рыболова», а то суть постА не виднА!

Источник: ranoutrom.com

Катушки для фидера

Фидерную катушку китайского производителя ставят на удилище 37% рыбаков начального уровня. Китайские дешевые катушки не дают нужного функционала и слабо обеспечивают баланс. Забросы на дальние дистанции и систематическое пользование приведут такую катушку в негодность за 60 дней.

Для фидерной ловли подходит безынерционный тип катушек. Мультипликаторный вид не обеспечивает должных дальних забросов, а из-за отсутствия клипсы катушку нельзя настроить под определенную длину оснастки.

Особенности катушек для фидера

1. Намотка лески. На качественных катушках намотка лески или шнура ровная. Малейшее искривление укладки повлечет самосброс и перехлесты.

2. Шпуля и параметры катушки. Максимально дальний заброс обеспечивается в случае, если леска имеет толщину 0,08 мм-0,12 мм и длину 150 метров. Шпули маленьких размеров не подходят для фидерной ловли, нужны мощные и крупные. Золотой серединой принято считать катушки с маркировкой 4000. Кормушки рекомендуется использовать от 80 грамм и выше. Оптимальная длина заброса – 80 метров. Катушки со значением 2000 подойдут для пикера. На «мясорубки» 5000-6000 можно использовать кормушки от 100 грамм. Такую массу применяют только на удилищах серии экстра-хэви.

3. Клипса. Самым долговременным и удобным вариантом является круглая и металлическая клипса. Но зачастую производитель устанавливает пластиковую, которая не выдерживает силовые забросы. Причем поломка клипсы не входит в гарантийный случай и не меняется при поломке.

4. Передаточное число. Измеряется количеством полных оборотов лески за один круг рукоятки катушки. Для правильного фидера передаточное число 4.8:1-5.2:1. Более низкие показатели передаточного числа выбирают спортсмены для придания скорости в ловле. Опытные рыболовы и начинающие выбирают не скоростные, а силовые катушки. Для продления срока службы выбирают катушку с бесконечным винтом. Бесконечник можно встретить и в бюджетном сегменте.

5. Фрикцион. На фидерных катушках устанавливается передний или задний тормоз. Выбирают тот или иной исключительно по личным предпочтениям. Настройка щетки тормоза зависит от веса кормушки и дальности заброса. Трещотка не затягивается максимально для того, чтобы вовремя успеть загасить рывок рыбы и выполнить подсечку. Во время вываживания рыбы из водоема рука должна закрыть шпулю. Это делается во избежание скачка тормоза. Существуют модели фидерных силовых катушек с задним фрикционом с Fightin Drag. Это специальный флажок, который позволяет вываживать крупных представителей подводного мира, так как его можно переключить с сохранением всех настроек. Очень удобно во время рыбалки на несколько спиннингов, так как удилище само подсекает рыбу. Вовремя защелкнувшийся флажок дает несколько минут, чтобы рыбак успел взять удилище в руку, не упустив улов.

Читайте также:  Какой поводок лучше для ловли щуки

6. Подшипники. Для фидерного удилища на первом месте стоит правильная сборка, позволяющая выполнять технические забросы. В среднем, на профессиональных моделях ставится 4 подшипника. Обязательным идет подшипник в лесоукладывателе. При его отсутствии ролик быстро приходит в негодность и распиливает плетенку.

7. Соединительные элементы. При правильной сборке катушки люфты в месте соединения с рукояткой недопустимы. На катушках дорогого сегмента ручка ввинчивается прям в основу на резьбе. При съемном элементе можно самостоятельно закрепить ручку. Нужно проследить, чтобы диаметр посадочного штифта был равен по длине и диаметру закрутке.

Технические характеристики

Представлены средние показатели

· Тип – безынерционный. Под левую или под правую руку.

· Фрикцион – передний или задний.

· Передаточное число – от 4,8:1 до 5,2:1.

· Размер – от 2000 до 6000.

· Материал изготовления шпули – алюминий.

· Запасная шпуля – идет в комплекте. Выполнена из алюминия.

· Подшипники – роликовый и 6 шариковых.

· Масса – 250 г-380 г.

Топ-5 фидерных катушек

1 место. Ryobi Excia MX 3000. Данная модель попала на первое место рейтинга 2020 года благодаря своим техническим характеристикам в дуэте с ценой. Представляет японскую компанию. Почти все детали безынерционки сделаны из металла. Эксперты выделяют прекрасную, ровную намотку лески, что есть не у всех бюджетных вариантов. Катушка не имеет люфтов, обладает высокими силовыми характеристиками. В уходе неприхотлива, потому что производитель установил 9 подшипников, тем самым создал полный вакуум механизму. Единственный минус – это отсутствие запасной шпули в комплекте.

2 место. Shimano 17 Ultegra C3000 FB. Появилась в 2017 году на выставке и тем же годом начала раскупаться любителями фидерной ловли. Главным отличием от конкурентов является максимально допустимая нагрузка. Производитель повысил нагрузку на фрикцион до 9 кг в этой модели. Вращение ручки происходит без лишних скрипов и шумов. Шпуля дает вместить 210 метров лески диаметром 0,25 мм. Позволить себе такую катушку может не каждый рыбак. Эта модель представляет премиальный сегмент. Из минусов было замечено, что не все подшипники оригинальные.

3 место. Daiwa Fuego 4000D-C LT (17). Сборка осуществлялась во Вьетнаме. Материал изготовления в данной модели – ударопрочный графит. Вес составляет 241 грамм. Также, за счет системы Tough Digigear получилось уменьшить габариты. Оптимально сочетает в себе компактность и функционал. Собрана катушка по всем стандартам компании Дайва. Нет люфтов, все детали плотно скреплены между собой, что позволяет использовать катушку часто и с минимальным уходом. Максимальная нагрузка на фрикционный тормоз допускается 12 кг. Из недостатков было выявлено отсутствие смазки главных деталей. Рекомендуется проверять это перед эксплуатацией.

4 место. Salmo Elite Baitfeeder 7 4000BR. Эта катушка заняла 1 место среди недорогих фидерных катушек с байтраннером. Корпус выполнен из ударопрочного материала. В конструкции 1 подшипник роликовый и 6 шариковых. Фрикционный тормоз передний, и в дополнение к нему установлен флажок байтраннера, который можно включить и выключить одним нажатием. Вместимость лески достигает 175 метров при диаметре 0,30 мм. Можно использовать тонкие плетенки и монолески, так как шпуля алюминиевая. Все характеристики позволяют отнести данную модель к премиальным. Из недостатков эксперты выделяют большой вес катушки – 365 грамм.

5 место. Ryobi Arctica 4000. Производитель выпустил серию катушек на спиннинг, но данная модель стала широко покупаться для фидерной рыбалки. Корпус изготовлен на основе сплава алюминия. Внутренний механизм выполнен из карбона и металла. Вес катушки – 320 г. Передаточное число 5,1:0. Внутри устройство оснащено алюминиевой основной шпулей и 6 подшипниками. Минусами является небольшой люфт, который образуется при систематическом использовании на протяжении 1 года.

Как выбрать катушку для фидерной ловли

При выборе катушки нужно обязательно проверить ее на наличие люфтов. Люфты могут быть в ручке, в части закрепления ротора и шпули. Фрикционный тормоз должен свободно настраиваться под нужный вес кормушки. Ручка в исправной катушке имеет плавный и легкий ход. Скрипы и разного типа шумы недопустимы. Основная проверка осуществляется только в процессе забросов и вываживании трофеев, поэтому необходимо сохранять чек после покупки.


Источник: kayak-market.ru

Выбираем рыболовную катушку!

Есть у меня очень хороший товарищ, который частенько спрашивает советы по выбору разных рыболовных снастей. Я ему, разумеется, в этих советах не отказываю и с удовольствием рекомендую всякое разное из того, что выбрал бы сам. И вот тут мне пришла в голову мысль скомпилировать основные свои рекомендации в эту статью.

Сейчас речь пойдет о безынерционных рыболовных катушках и я расскажу о главных критериях, которыми руководствуюсь при выборе катушки. Таких критериев всего три: металлический корпус, мощность фрикциона и количество подшипников в механизме катушки. Это помимо того, что катушка должна нравиться мне внешне.

Обратите внимание на то, что здесь не будет речи о какой-либо разнице в выборе дорогих или дешевых катушках. Потому что ценовый диапазон катушек можно относить лишь к той или иной степени увлеченности человека рыбалкой и большими или меньшими требованиями к их общему техническому шику. Разговор пойдет исключительно о принципах выбора!

Металлический корпус.

С металлическим корпусом в принципе и так все понятно – металл не пластмасса. Пусть даже названная красивыми словами типа «композит», «графит» или еще как-то загадочно нерусскими буквами. Это значит, что я вправе ожидать от металлической катушки большей банальной механической прочности. Если вы не видели сломанные ножки или корпуса пластмассовых катушек, то я видел – мне такого не надо.

Однако металлические катушки по определению тяжелее своих пластмассовых сестриц. Ненамного. Грамм на 20-30. Наверное, для тех, кто ловит «спортивную» мелочь это существенный аргумент отказаться от такого изделия. Мне же, стремящемуся ловить вполне съедобную рыбу, эти 20-30 грамм… ну не замечаю я их на рыбалке. В магазине, сравнивая разные катушки, замечаю. А на берегу – нет!

Катушек с металлическими корпусами у меня, кстати, половина из всех моих. Есть и пластмассовые. Т.е., как вы понимаете, я могу согласиться и на катушку и в пластмассовом обличье, если она была мне симпатична внешне на момент покупки, не слишком дорога, в ней куча подшипников и фрикцион с внушительными силовыми данными. Последнее – наверное, главное.

Фрикцион.

Почему главное именно фрикцион? Почему не тяговые данные, прямо выраженные в передаточном числе? Почему не материалы деталей редуктора? Да все просто! Возьмем, например передаточные числа 4,0:1 и 5,0:1. Для нас это разные скорости наматывания лески на катушку (во втором случае скорость выше) и меньшее усилие на рукояти катушки (в первом случае усилие меньше). Но скорость наматывания лески (или скорость проводки) легко регулируется скоростью вращения рукояти, благо разница не слишком велика, а в тяговом передаточном числе нет никакого смысла, если на крючок села щука 5 килограмм, но затянутый фрикцион держит только 3. Причем эти 3 лишь обозначены в описании катушки, а в реальности, скорее всего и того нету. Теоретически 5-килограммовая щука легко свернет этот 3-килограммовый фрикцион.

На практике, конечно же, все не так страшно. Не забываем, что любой изгиб лески (шнура) через что бы то ни было на снасти (например нижнее кольцо, тюльпан и ролик лесоукладывателя) — это снижение нагрузки на фрикцион. Банальная механика и ничего больше. Но вообще, эта цифра 3 килограмма (5, 7. 25 кг – что там у вас в описании катушки написано?) в действительности очень хороший ориентир для понимания настоящей мощности катушки и сравнения ее с другими при выборе. Ну, примерно как «эта катушка в два раза мощнее, чем вон та».

И еще нужно понимать, что фрикцион это своего рода предохранитель. Причем не только для бланка спиннинга, как принято считать, но все же и для механизма катушки – слонов таскать не надо в любом случае! Т.е. практика подхода к вопросу именно такова: мы можем как угодно извращаться над катушкой в пределах обозначенных цифр максимальной нагрузки на фрикцион — она все выдержит!

Теперь про материалы деталей редуктора. Согласитесь, что даже самый завиралистый производитель катушек не рискнет поставить в катушку совсем уж хлипкие детали редуктора и объявить, что ее фрикцион таки держит слона. Производитель такого несуразного изделия, скорее всего вообще нигде его силовые данные не обнародует, да и вряд ли он знает их. Примеров таких катушек полно даже у маститых катушкостроителей и они в их программах всегда самые дешевые. А мы их покупаем для всякой разной ерунды. Например, детишкам в рыбаков поиграться или на удочку чтобы живца надергать — всяко бывает. И понятно, что никто, кроме энтузиастов-исследователей, не будет проводить натурные испытания этой ерундистики для выяснения того, что никому в принципе не нужно – все и так ясно.

Читайте также:  Как ловить на воблер с берега

Так что если вы видите в описании катушки силовые данные по фрикциону, то уверяю вас, что с железками редуктора внутри этой катушки все хорошо без вариантов – она будет работать и держать все заявленные килограммы. Или почти все… И опровергать всякие дикие глупости в иных описаниях, что «эта катушка для весов до 15 грамм»… или там «до 25»… О килограммах речь идет! О килограммах!

Подшипники.

Считается, что чем больше подшипников в катушке, тем лучше. Это верно. Даже, несмотря на то, что в иных местах у некоторых катушек зачем-то имеются по два подшипника. Например, на штоке под шпулей. Есть у меня парочка таких мясорубочек. Не берусь судить для чего так делается – наверное, для чего-то надо. Но по мне: чем больше подшипников, тем в принципе лучше – тише ход катушки, меньше износ деталей из-за трения их меж собой. Зачем же отказываться от хорошего? Дайте два!

Источник: aleksei-sobolev.livejournal.com

Что такое фрикционный тормоз на катушке

Фрикцион катушки – это важнейшая деталь любой безынерционки. Без него снасть будет неполноценной, поскольку рыболов не сможет качественно выполнять проводку приманки, подсечку в момент поклевки и вываживание рыбы.

Часто новички задаются вопросом, для чего фрикцион на катушке, нельзя ли обойтись без него? Фрикционный механизм призван предотвращать обрыв лески или поломку удилища при приложении к снасти внезапных предельных нагрузок. У катушки без фрикциона частота отрыва приманок на каждой рыбалке может исчисляться десятками.

Суть работы

Принцип действия фрикционного тормоза довольно прост и понятен любого рыболову, мало-мальски изучившему школьный курс физики:

  • Механизм настраивается с помощью вращения регулятора на определенную нагрузку;
  • Если в процессе ужения приложенная нагрузка на фрикцион катушки превышает выставленное значение, то тормоз срабатывает;
  • Происходит стравливание лески со шпули до тех пор, пока инерция рывка рыбы не исчерпается.

Грамотно настроенный фрикционный тормоз катушки позволяет рыболову успешно бороться с трофейной рыбой, вес которой может существенно превышать разрывную нагрузку используемого шнура. Например, нередки случаи вываживании щуки весом на 7–8 килограмм ниткой, с заявленной номинальной прочностью около 5 кг.

Разновидности фрикционов

Несмотря на разнообразные виды рыболовных катушек, у безынерционок существует всего две разновидности фрикционных механизмов:

Передний фрикцион располагается на шпуле. Этот вариант более популярен и востребован спиннингистами, поскольку имеет следующие достоинства:

  • Меньший вес безынерционки, что положительно сказывается на сбалансированности снасти в сборе;
  • Простота и надежность конструкции, что подразумевает долговечность данного узла;
  • Как правило, лучшая чувствительность и возможность тонкой регулировки.


Безынерционные катушки с передним фрикционом не лишены недостатков:

  • Запасная шпуля для такой безынерционки стоит дороже из-за непосредственного расположения на ней механизма;
  • Большинству спиннингистов неудобно подстраивать тормоз в момент вываживания хищника;
  • Сложнее заменить шпулю;
  • Может попадать грязь и взвеси, что вызовет сбои в работе.

Совет! При обслуживании безынерционки по завершении сезона загрязненный тормоз подлежит тщательной очистке. Для него применяется только специализированная смазка для фрикциона катушки.

Задний фрикцион располагается в задней части катушки, сразу за основным ее узлом – главной парой. Такое расположение присуще преимущественно катушка для фидерного или матчевого направления рыбалки. В спиннинге сегодня применяется редко, в основном на бюджетных изделиях от китайских производителей.

Катушки с задним фрикционом имеют следующие плюсы:

  • Удобно регулировать нагрузку срабатывания во время вываживания;
  • Из-за отсутствия лишних элементов запасная шпуля дешевле, ее легче заменить;
  • Лучше работает на тяжелых снастях с оснастками и приманками внушительного веса.

Заднефрикционные >катушки для спиннинга тяжелее, что может оказывать влияние на баланс комплекта. Они не такие чуткие, потому все безынерционки для ультралайта – это рыболовные катушки с фрикционом, расположенным спереди.

Есть еще катушки, в которых задний и передний тормоз соединены в одну систему. Это безынерционки с бейтраннером. Есть вариант совмещения заднего расположения основного и вспомогательного тормоза. Их суть заключается в том, что фрикцион настраивается достаточно грубо, близко к предельным нагрузкам, а бейтраннер заведомо ослабляется. В результате при резких рывках крупной рыбы, если передний механизм не успевает сработать, задний отбивает внезапный бросок трофея, препятствуя обрыву оснастки.

Важно! Бейтраннер используется преимущественно в карпфишинге. Оставив катушку с включенным механизмом, можно не переживать, что при поклевке карп или сазан утащит снасти в воду.

Лучшие рыболовные катушки разрабатывают и выпускают две японские компании, чьи имена известны рыбакам со всего мира. Это Шимано и Дайва. Они постоянно конкурируют между собой за звание самого лучшего бренда, регулярно изобретают различные инновации, в частности модернизируют фрикционный механизм.

Правильная настройка фрикциона

Независимо катушка с передним фрикционом или с задним перед Вами, механизм необходимо правильно отрегулировать, дабы не дать рыбе сойти с крючка, порвать леску или сломать удочку. Настройка осуществляется непосредственно на водоеме, когда снасть в сборе. Алгоритм выглядит так:

  1. Устанавливаем безынерционку на собранное удилище, леску пропускаем через все кольца;
  2. Фиксируем конец нити за какой-либо неподвижный предмет на берегу;
  3. Теперь необходимо приложить усилие к снасти, имитируя вываживание трофея;
  4. В это время и регулируется усилие срабатывания тормоза.

Фрикционный механизм необходимо отстроить так, чтобы шнур начинал стравливаться под средним усилием, не выше 80% от максимально допустимого, которое определяется разрывной нагрузкой нити либо тестом спиннинга по леске.

Слишком зажатый фрикцион приведет к непоправимым последствиям на водоеме. Хорошо, если порвется шнур, а если сломается удочка …Чересчур расслабленный тормоз не позволит совершать забросы, поскольку будет проскальзывать на замахе. При вываживании он не даст возможности подвести рыбу из-за постоянного сматывания шнура со шпули при приложении усилий либо рывках рыбы.

В заключение

Как мы выяснили, фрикционный тормозной механизм катушки является важнейшим и необходимым ее узлом. Однако сам по себе он не гарантирует сохранность снасти и успешность борьбы с рыбой. Очень важно точно и грамотно отрегулировать его, дабы он надежно функционировал.

Источник: catcher.fish

Поговорим о фрикционе, карбоновые диски фрикциона

Мы часто забываем о действительно важных вещях,но зацикливаемся на всякой ерунде ( небольшой люфт,тяжёлая катушка и т.д).Сегодня мы поговорим о тормозных дисках фрикциона,трещётке и т.д .Раньше я как-то этому не придавал особого значения,работает и работает.Но со временем я понял ,что что-то не так.Окончательно я в этом убедился ,когда мне села крупная рыба,вымотала 20 метров шнура ,фрикцион вроде сработал,но как-то жёстко и с пробуксовками, осталась только расстегнутая застёжка,а дедовская блесна ушла вместе с рыбой.Я понял,что войлочные диски ,которые стоят в моём твине надо менять на карбоновые.Те, кто рыбачат 02 Twinpower 3000PG понимают, что такое нормальная работа фрикциона,потому как там стоит карбон,а катушка 2002 года .Ну что ж поговорим более детально.

1.Фрикцион,нагрузка на фрикцион и т.д
Фрикцион очень важная штука,особенно если Вы ловите крупную рыбу,а не окуня в палец(там можна вообще не париться))) )Если всё работает без заеданий мягко,легко ,то и крупную рыбу выудить будеть легче.Хорошая работа зависит от материала тормозных дисков ,их диаметра,подшпульного узла, наличии подшипников в шпуле и под шпулей смазки, которая используется для дисков.Наиболее корректно всё работает в Дайве,если поставить карбон ,то вообще супер.
Меня часто спрашивают:’’А может взять эту катушку,на ней же максимальная нагрузка на фрикцион больше?’’Я уже честно говоря устал отвечать на этот вопрос.Максимальная нагрузка на фрикцион(указыватся в кг)-это нагрузка при которой затянутый фрикцион раскрутиться,вот и всё.Это не тяговая характеристика,некоторые думают что эта максимальная рыба, которую можна вытащить.Люди и 1000-ми достают серьёзные трофеи,просто надо уметь управляться со снастью ,а не тянуть катушкой как лебёдкой,удилище и фрикцион зачем.
1.Тормозные диски фрикциона Shimano.
Многие отмечали не совсем корректную работу дисков фрикциона.Меня часто спрашивают:’’Почему так жёстко работает фрикцион?’’Начнём с того что изготовлены диски из дешёвого и не очень качественного войлока,который расслаивается и со временем превращается просто в тряпку.Мало того он любит засыпаться в открытые подшипники(писал уже об этом не раз предыдущих статьях),соответственно подшипник начинает подклинивать, это скажется на работе других узлов.Плюс диски маленькие ,посмотрите на дайвовские(они кажутся гигансткими).Глядя на шпулю так и просятся диски побльше ,но японцы вставили маленького размера,наверное не хотят уподобляться Дайве.Также имеет значение сама смазка,на заводе как правило дают DG-01 ,которая сама по себе довольно жёсткая,отсюда и работа жёсткая.Глядел как японцы делают и что-то ДГ не видел там особо.Также имеет значение вращается ли шпуля на подшипниках.На ультеграх наски вообще дубово всё работает,потому как там нету подшипников ,ни под шпулей ни в шпуле.В Shimano так и просятся карбоновые диски исходя из всего вышеизложенного.Но почему японцы до сих пор используют этот паршивый войлок.Ответ очень простой: ‘’Карбон очень дорогой и если даже закупить очень много, всё равно выйдет гораздо дороже, нежеле войлок или что-то иное+с хорошим кабоном ничего не случится,тобишь запасными особо не поторгуешь’’Кстати на том же 02 твине 3000 PG стоит дешёвый,хреновый карбон.Ну что ж, будем надеяться что Shimano как-то решит эту проблемку.

Читайте также:  Как собрать спиннинг на щуку

2.Тормозные диски фрикциона Daiwa
Здесь же всё наоборот.Как говорят:’’Фрикцион поёт,тонкая настройка и т д и т п’’Диски большого диаметра,сделаны из плотного и очень качественного войлока(довольно хитрый материал),который не сыпется и не расслаивается(разве что на совсем дешёвых ерундовые стоят),смазаны мягкой смазкой .Здесь всё хорошо,тот же 04 Сертейт работает без проблем несмотря на то что шпуля вращается на металлических втулках,даже спустя годы.В этом плане Daiwa гораздо лучше Shimano.

Многие ещё удивляются ,что запчасти на Дайву гораздо дороже Шимановских,а дороже потому что материал из которого они сделаны лучше,конструкция это уже другое дело.Не лишним будет поставить карбончик,тогда вообще всё будет прекрасно.Продаются целые комплекты(вместе с металлическими дисками),но они стоят,есть правда и по отдельности(Carbontex).Трещётка тоже хорошая и работает отлично,только лишь на старых моделях типа прессо не удачная,тихая(пружина часто лопает) Огорчает что Daiwa начала ставить хреновые войлочные диски типа Shimano.

4.Карбоновые диски!
Карбон(углерод) -это композитный матариал Он относится к классу углепластиков – материалов, объединяющих в себе несколько тысяч различных рецептур. Все эти материалы роднит одно – наполнителем в них являются углеродные (графитные) частицы и волокна. Основу углетканей составляют нити углерода (углерод – это, к примеру, грифель карандаша). Только такие нити довольно тонкие. Сломать ее просто, но порвать нелегко. Из них шьются ткани, где углеродные нити скрепляются параллельно друг другу.Карбон –это далеко не новшество.
Используется не только в катушках, но и в велосипедах,мотоциклах машинах и т.д Материал идеально подходит для тормозных дисков.Очень долго служат.Работа на карбоне совсем иная,нету заеданий,пробуксовок.Всё работает чётко,ровно,максимально быстро срабатывает.Особенно это ощутимо, когда рыба делает резкие мощные рывки.Если стоят карбоновые диски ,то у Вас будет гораздо больше шансов справится с хорошим трофеем.Хочу ещё сказать что карбон карбону рознь,хороший стоит немало. Мы уже вставили в некоторые модели качественные карбоновые диски ручной работы,всё заработало как надо .

Источник: reelmaster.com.ua

Фрикцион или фрикционный тормоз катушки – как настроить

Фрикцион или фрикционный тормоз безынерционной катушки

Фрикционный тормоз – важный узел безынерционной катушки. Его главная “стратегическая” задача – уберечь леску от обрыва, а снасть – от возможной поломки при опасных нагрузках. Не менее важная “тактическая” задача – сглаживать рывки рыбы и не давать ей сойти. Как же правильно настроить и в процессе рыбалки регулировать фрикционный тормоз?

Настройка фрикциона безынерционной катушки “под максимум”

Мы уже говорили о затяжке фрикциона «под максимум», когда тормоз устанавливают по ощущению на “докритическое” значение. Это значение напрямую связано в основном с прочностью и лески, и отчасти удилища – поэтому превышать его нельзя. А вот сделать меньше – можно, а иногда и нужно. Чтобы лучше разобраться в этом вопросе, посмотрим, на что и как влияет затяжка тормоза.

Для начала вспомним, что фрикционный тормоз – это автоматическая система безопасности нашей снасти. Иногда даже при внеплановых экстремальных нагрузках – например, зацеп за кусты при резком забросе – сработавший фрикцион поможет избежать поломки удилища или катушки. Поэтому некоторые фирмы специально делают так, чтобы этот механизм не затягивался до конца – «на всякий пожарный».

Настройка фрикциона безынерционной катушки на рыбу

Не менее важная “тактическая” задача фрикциона – избежать обрыва лески или поломки спиннинга при поимке крупной рыбы. Отпущенный (в разумных пределах) тормоз делает вываживание более «мягким» – то есть, лучше компенсирует и рывки хищника, и наши возможные ошибки. Доходит до кажущегося парадокса: мы крутим катушку «на себя», а рыба умудряется еще быстрее тянуть «обратно». При таком раскладе порвать леску или сломать спиннинг можно только специально.

Кроме того, фрикцион может помочь и в выполнении сверхдальнего силового заброса. Например, при ловле жереха бывает необходимо послать достаточно тяжелую блесну на предельное расстояние. А это возможно только с разумно тонкой леской – которая, однако, может не выдержать резкого силового заброса. Предварительное ослабление фрикциона в какой-то мере «сглаживает» этот мощный стартовый рывок.

Однако ослабление фрикциона ослабляет и подсечку – ведь при рывке нагрузка резко возрастает, шпуля проворачивается и сдает немного лески. Да и само вываживание при слабом тормозе иногда неоправданно затягивается, а это опасно – рыба может уйти в траву или в коряги.

Получается, что, в зависимости от конкретных рыб и местных условий, «пробуксовка» может быть как полезна, так и вредна. Поэтому правильная установка фрикционного тормоза – это почти всегда разумный компромисс между подсечкой и вываживанием. Однако если есть какие-то сомнения, «регулируйте» всегда в пользу подсечки – ведь во время вываживания мы еще успеем при необходимости дополнительно ослабить или подтянуть тормоз.

Например, при ловле щуки и судака – из-за их костистой пасти и «бульдожьей» хватки – всегда необходима жесткая подсечка. Значит, и фрикцион должен быть затянут «под максимум». К тому же, эти хищники обычно пытаются уйти в траву или в коряги – тогда остановить их поможет только сильное торможение.

Да и вообще, вываживать некрупных (до 2 кг) «зубастых» и «клыкастых» лучше форсированно – не давая им опомниться, ведь прочность снасти это позволяет. А если вдруг попадется настоящий «крокодил», то для него даже тугой фрикцион – небольшая помеха. К тому же, при необходимости его всегда можно ослабить.

Противоположный пример – окунь. Все знают, что у «полосатого» довольно слабые губы – которые иногда и вытаскиваешь вместо рыбы. Чтобы этого не случилось, подсечка и вываживание окуня должны быть деликатными, что обеспечивается соответствующим ослаблением фрикционного тормоза. Не нужен «жесткий» тормоз и при ловле таких хищников, как жерех, язь и голавль. Ведь эти рыбы имеют мясистую пасть и хорошо засекаются, нередко даже без подсечки. Однако после этого жерех и голавль обычно делают резкий рывок, а «мягкий» фрикцион помогает сдержать этот опасный первый порыв. Язь же имеет привычку «кувыркаться» при вываживании, а отрегулированный тормоз и здесь нейтрализует все опасные рывки.

Поэтому перед началом каждой рыбалки необходимо вновь выставить соответствующее значение фрикционного тормоза и в процессе ловли при необходимости регулировать его, но ни в коем случае не превышая при этом «безопасный максимум». Естественно, то же самое нужно делать и при установке новой шпули – особенно с более тонкой леской – о чем некоторые иногда забывают.

Работа фрикционным тормозом при вываживании

Работа фрикционом подразумевает не только его начальное выставление, но и при необходимости – регулирование в процессе ловли. У катушек с задним тормозом и регулятор крутить удобнее, и оценивать степень затяжки по цифрам проще. Вот почему при ловле с тонкой леской я предпочитаю именно такие модели.

Однако еще многие рыболовы не умеют правильно пользоваться тормозом катушки. Одни забывают правильно выставить фрикцион, другие затягивают его «намертво». Увы! Сколько удилищ и лесок еще поломается из-за этого, сколько рыб сорвется с крючка!

Кстати, грамотное пользование фрикционом уже в процессе вываживания явно свидетельствует о зрелом мастерстве рыболова. Особенно это заметно при ловле крупных и сильных рыб в сложных условиях. Например, такой боец, как семга, требует особо тонкого подхода. С одной стороны, пасть этой рыбы достаточно жесткая, а хватка крепкая – все это требует сильной подсечки и затянутого фрикциона. Однако сразу после этого следует мощнейший рывок и дальнейшая длительная и упорная борьба. Чувствуя сильное противодействие, семга просто бесится. Вплоть до того, что делает «свечки» или даже «разбивает нос» о камни, пытаясь, как многие считают, выбить приманку из пасти. А вот на слегка ослабленном тормозе рыба ведет себя спокойнее, поэтому на чистом месте фрикцион немного отпускают. Однако, пускать ее в камни или в порог нельзя, никакая леска этого не выдержит. Здесь уже приходится «что есть силы» перетягивать – кто кого? Тормоз, естественно, должен быть затянут. У ног рыболова семга еще не раз показывает всю свою мощь и так резко «шарахается прочь», что нередко все-таки сходит. Приходится перед завершающим этапом вновь слегка ослаблять фрикцион.

Источник: spinning-club.org