Советские лодочные моторы

Советские лодочные моторы

История производства советских лодочных моторов начинается с середины XX века. Первые попытки предпринимались еще до Великой отечественной войны, но безуспешно. Условно выделяют несколько этапов в истории советских моторов:

1. Освоение и начало выпуска подвесных моторов (50-60-е годы XX века);

2. Массовое производство различных моделей и типов (70-е годы XX века);

3. Сокращение объемов производства в связи со сложной ситуацией в стране (80-90-е годы XX века).

Советские моторы выполнялись примерно по одинаковой схеме: бензиновый двигатель двухтактный. Количество цилиндров зависело от мощности агрегата и составляло от одного до четырех. Редуктор располагался в подводной части, он приводил в движение гребной винт. Мотор обеспечивался водяным охлаждением, термостат отсутствовал. Выхлопные газы выпускались через грибной винт.

Производители советских лодочных моторов

Основными производителями лодочных моторов в СССР считались:

• Куйбышевский завод им. Фрунзе (ЛМ-1);

• Рыбинский завод им. Карлика (ЛМ-7)

• Богородский механический завод (ЛММ, ЛМР)

• машиностроительное предприятие им. В.В. Чернышева (Нептун);

• машиностроительный завод «Салют» (Салют, Спутник);

• Щербаковский моторный завод (Чайка);

• Московский механический завод МООСО (Пионер);

• Пермский машиностроительный завод им. Ф.Э. Дзержинского (Кама);

• машиностроительная компания «Конвейер» (Бийск-45);

• ОАО «Моторостроитель» (Вихрь) и т.д.

Самые популярные советские лодочные моторы

ЛМ-1: производился в середине XX века. Особенность конструкции в том, что запуск производился на бензине, а в дальнейшем можно было использовать керосино-масляную смесь. Мощность мотора составляла 4 л.с. В основе конструкции двухтактный двигатель с одним цилиндром диаметром 62 мм. Рабочий объем – 175 куб.см., максимальное количество оборотов – 1800, вес – 24 кг, топливный бак рассчитан на 2,2 л. Выпускался до 50-х годов.

Нептун: лодочный мотор, оснащенный контактным зажиганием и возвратно-петлевой продувкой цилиндров. Редуктор можно было легко снимать, сам двигатель крепился с помощью резиновых амортизаторов, что обеспечивало его тихую работу. Самая распространенная модель Нептун-23. Он был оснащен двухтактным двигателем, рабочий объем – 346 куб.см., мощность – 23 л.с., максимальное количество оборотов – 5500, вес – 44 кг, топливный бак рассчитан на 20 л. Выпускался до 50-х годов;

Салют: легкий лодочный мотор с бесконтактным насосом охлаждения. Был оснащен кнопкой «стоп», отличался хорошей ремонтопригодностью. Выпускался в 60-х годах XX века. В основе конструкции двухтактный двигатель с одним рабочим цилиндром диаметром 38 мм и ручным запуском. Рабочий объем – 45 куб.см., максимальное количество оборотов – 5000, вес – 12 кг, топливный бак рассчитан на 2 л;

Чайка: подвесной мотор простой конструкции. В его основе – двухтактный двигатель с одним цилиндром диаметром 46 мм. Эта модель считалась известной копией зарубежного агрегата «British Anzani Pilot». Рабочий объем – 63 куб.см., максимальное количество оборотов – 2500, вес – 12 кг, топливный бак рассчитан на 1,5 л, мощность – 1,8 л.с. Выпускался до 1956 года;

ЛМ-7: один из самых мощных советских лодочных моторов. В комплекте к нему шла очень подробная инструкция по эксплуатации и устранению неполадок. Мощность составляла 17 л.с. Рабочий объем – 500 куб.см., максимальное количество оборотов – 4000, вес – 43 кг, топливный бак рассчитан на 12 л. В основе конструкции двухтактный двигатель с двумя рабочими цилиндрами диаметром 70 мм. Выпускался в 30-40-е годы XX века;

ЛММ-6 (ЛММ-6а): морской лодочный мотор, который выпускался вплоть до 2008 года. Изначально его устанавливали на шлюпки ВМС. Особенностью конструкции была бесконтактная вихревая помпа. Реверс отсутствует. Мощность – 6 л.с., рабочий объем – 247 куб.см., максимальное количество оборотов – 3000, вес – 42 кг, топливный бак рассчитан на 8 л;

Вихрь: один из самых распространенных и самых неудачных советский моторов. Конструкция считалась устаревшей, случались частые поломки. По большому счету из-за них сложилась отрицательное впечатление обо всех советских моторах. Заявленная мощность – 20 л.с., рабочий объем – 422 куб.см., максимальное количество оборотов – 5000, вес – 45 кг, топливный бак рассчитан на 22 л. Существовали модификации Вихрь-25Р, Вихрь-30, Вихрь-32;

Бийск-45: мощный мотор, в основе которого двухтактный двигатель с тремя рабочими цилиндрами диаметром 71,7 мм. Коленвал изготавливался цельным. Агрегат работал на бензине с добавлением масла. Мотор имел ручной и электрический запуск. Заявленная мощность – 45 л.с., рабочий объем – 733 куб.см., максимальное количество оборотов – 5000, вес – 70 кг;

Кама: подвесной мотор, который выпускался до 1966 года. В его основу заложен двигатель мотопилы «Дружба». Система охлаждения смешанного типа: воздух и вода. Отдельный бензобак был рассчитан на 6 л топлива. Мощность – 3,2 л.с., рабочий объем – 94 куб.см., максимальное количество оборотов – 4000, вес – 16 кг;

Пионер: лодочный мотор, который стали выпускать еще в 1932 году. Простая конструкция, румпельное управление. В качестве топлива использовался бензин с добавлением автола. В основе двухтактный двигатель с двумя рабочими цилиндрами. Мощность – 5 л.с. По техническим характеристикам двигателя практически не сохранилось информации.

Покупка и обслуживание советского мотора

Перед покупкой необходимо было ознакомиться с техническими характеристиками модели, которые предоставлялись заводом-производителем. Обычно в комплекте с мотором шла подробная инструкция по эксплуатации с разделом «Регламентные работы». Регламентные работы включали в себя осмотр всех узлов механизма, выявление износа деталей, замену смазки, очистку двигателя от продуктов сгорания. В картах регламентных работ указывались сроки и необходимые операции. Также подробно расписывались все возможные неисправности и способы их устранения.

Преимущества и недостатки моторов, произведенных в СССР

Советские моторы отличались:

• небольшим весом и габаритами;

• доступностью запасных частей;

• возможностью работать на бензине низкого качества;

Самыми распространенными недостатками считались:

• небольшой объем топливного бака;

• трудности с запуском;

• сильный шум и вибрации во время работы;

• сильное парообразование при контакте с водой;

• двигатель часто заливался водой во время эксплуатации;

• съемный стартер часто терялся;

• коэффициент полезного действия винта был маленький;

• моторы быстро выходили из строя.


Источник: kayak-market.ru

Советские лодочные моторы

Типаж с разбивкой по годам выпуска и по группам мощности предствален в таблице. Цвета обозначают следующее:

Крупносерийный выпуск
Серийный выпуск
Мелкосерийный выпуск
Единичные образцы

Типаж лодочных подвесных моторов производства СССР/России

Моторы малой мощности 3 — 5 л.с.

Моторы малой средней мощности 5-10 л.с.

Моторы средней мощности 10-15 л.с.

Моторы средней большой мощности 15-20 л.с.

Моторы большой мощности 20-25 л.с.

Моторы большой мощности 25-30 л.с.

Моторы большой мощности 30-40 л.с.

Моторы особо большой мощности свыше 40 л.с.

Годы выпуска 50-е 60-е 70-е 80-е 90-е 2000-е 2007 г.
Эпохи «Становление» «Золотой век» «Упадок» «Возрождение»
Моторы

особо малой мощности — до 3 л.с.

ЛМ-1 (1 л.с.)
«Чайка» (2 л.с.)
«Салют» (2 л.с.)
«Кама» (3 л.с.)
«Прибой» (5 л.с.)
«Стрела» (5 л.с.)
ЛММ-6/ЛМР-6 (6 л.с.)
«Ветерок-6» (6 л.с.)
«Ветерок-8» (8 л.с.)
«Ветерок-9.9» (9.9 л.с.)
«Москва» (10 л.с.)
«Москва-М» (10.5 л.с.)
«Ветерок-12» (12 л.с.)
«Москва 12.5» (12.5 л.с.)
«Ветерок 15» (15 л.с.)
«Нептун» (17 л.с.)
«Нептун-М» (20 л.с.)
«Вихрь» (20 л.с.)
«Привет-22» (22 л.с.)
«Нептун-23» (23 л.с.)
«Вихрь-М»/«Вихрь-25» (25 л.с)
«Москва-25» (25 л.с.)
«Привет-25» (25 л.с.)
«Вихрь 30» (30 л.с.)
«Москва 30» (30 л.с.)
«Нептун-33» (33 л.с.)
«Привет-40» (40 л.с.)
«Бийск-45» (45 л.с.)
«Старт» (50 л.с.)
«Бийск-60» (60 л.с)

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое “Лодочные моторы СССР/России” в других словарях:

Лодочный мотор — Разрез подвесного лодочного мотора Судзуки Подвесной лодочный мотор лодочный мотор, прикрепляемый к жёсткому транцу лодки. Получил большое распространение во второй половине X … Википедия

Подвесной мотор — Разрез подвесного лодочного мотора Сузуки Подвесной лодочный мотор лодочный мотор, прикрепляемый к жёсткому транцу лодки. Получили огромное распространение на маломерных судах во второй половине XX века. Основные преимущества по сравнению со… … Википедия

Лодочный подвесной мотор — Разрез подвесного лодочного мотора Сузуки Подвесной лодочный мотор лодочный мотор, прикрепляемый к жёсткому транцу лодки. Получили огромное распространение на маломерных судах во второй половине XX века. Основные преимущества по сравнению со… … Википедия

Подвесной лодочный мотор — Разрез подвесного лодочного мотора Сузуки Подвесной лодочный мотор лодочный мотор, прикрепляемый к жёсткому транцу лодки. Получили огромное распространение на маломерных судах во второй половине XX века. Основные преимущества по сравнению со… … Википедия

Ветерок (лодочный мотор) — У этого термина существуют и другие значения, см. Ветерок. Лодочный мотор Ветерок 8 Годы выпуска с 1964 по 2008 … Википедия

Вихрь (лодочный мотор) — У этого термина существуют и другие значения, см. Вихрь. Лодочный мотор Вихрь , Вихрь М , Вихрь 30 Годы выпуска 1966 н.в. Страна выпуска СССР/Россия Заводы КМПО им. Фрунзе (г. Самара), ЗИД (г. Пермь) Серийность крупносерийный Тип… … Википедия

Москва (лодочный мотор) — У этой статьи нет иллюстраций. Вы можете помочь проекту, добавив их (с соблюдением правил использования изображений). Для поиска иллюстраций можно: попробовать воспользоваться инструментом … Википедия

Нептун (лодочный мотор) — У этого термина существуют и другие значения, см. Нептун. Лодочный мотор Нептун , Нептун М , Нептун 23 , Нептун 25 Годы выпуска 1967 2009г. Страна выпуска СССР/Россия Заводы Московский завод Красный октябрь (г.Москва) Серийность… … Википедия

Стрела (лодочный мотор) — У этого термина существуют и другие значения, см. Стрела (значения). У этой статьи нет иллюстраций. Вы можете помочь проекту, добавив их (с соблюдением правил использования изображений). Для поиска иллюстраций можно: попробовать воспользо … Википедия

Привет (лодочный мотор) — Содержание 1 Привет 22 1.1 Основные характеристики 1.2 Дополнительные характеристики … Википедия

Источник: dic.academic.ru

Моторы лодочные

Моторы лодочные советского периода изготовлялись преимущественно с двухтактным двигателем внутреннего сгорания.

По числу цилиндров двигатели лодочных моторов разделялись на одно-, двух- и четырёхцилиндровые. По способу установки лодочные моторы подразделялись на подвесные (транцевые), бортовые и стационарные. Наибольшее распространение, благодаря лёгкости установки и удобству в эксплуатации, имели подвесные моторы, которые могут быть установлены на любую лодку с транцевой(плоской) кормой.

Размещение подвесного мотора за кормой обеспечивает лучшее использование габаритов лодки, не загрязняет её бензином и маслом, не требует установки специального рулевого управления, т. к. эта функция выполняется самим мотором с помощью румпеля (рукоятки) или заменяющего его приспособления.

Советские бортовые моторы были очень лёгкие, с небольшим объёмом цилиндра двигателя, крепились к борту лодки; имели удлинённый отъемный гребной винт, присоединённый непосредственно к коленчатому валу двигателя. Требовали установки отдельного рулевого управления. Были менее удобны, чем подвесные. Стационарные моторы устанавливались на более крупных лодках и небольших судах. Они были снабжены более мощным двигателем и стартерным механизмом мотоциклетного типа. Подвесные лодочные моторы к шестидесятым годам имелись в эксплуатации шести моделей: «Москва», ЗИФ-5, Рига-125, МЛ-20, ЛРМ-6 и МЛ-1.

Важнейшими узлами подвесных лодочных моторов являются двигатель; дейдвудная труба, соединяющая двигатель с приводом гребного винта; привод гребного винта, осуществляющий с помощью конических шестерён передачу от двигателя на винт; система подвески мотора; топливный бак.

1 – ЗИФ-5; 2 – Москва; 3 – ЛВР-6

Подвесной лодочный мотор “ЗИФ-5”

Основные узлы и агрегаты подвесного лодочного мотора

1 — бак; 2 — двигатель; 3 — система подвески; 4 — дейдвудная труба; 5 — гребной винт

Основные технические данные подвесных лодочных моторов

Привод гребного винта и винт мотора «Москва»

Привод гребного винта и винт мотора «Москва»: 1 — ведущая шестерня заднего хода; 2 — перекидная муфта; 3 — ведущая шестерня переднего хода; 4 — тяга реверса; 5 — рессора привода винта; 6 — ведомая шестерня; г — отъёмная часть корпуса; 8 — штифт гребного винта; 9 — резиновая втулка

Общий вид мотора «Москва» и крепление его на транце лодки

1950-е годы

Стационарный лодочный мотор СМ-255-Л

Охлаждение двигателя производится забортной водой с помощью самовсасывающего водяного насоса, установленного на корпусе редуктора и приводимого в действие от промежуточного вала ведущей шестерней редуктора. Малые габариты и небольшой вес мотора допускают установку его на самых лёгких судах.

Источник: www.mintorgmuseum.ru

ВОДНО – МОТОРНЫЙ КЛУБ “НЕВОД”

Место встречи водномоторников

  • Водномоторный Портал » Форум водномоторников » НовостиКаталог лодок, катеров и моторовЛодочные моторы производства СССР
  • Мобильная версия
  • Правила Форума
  • Архив журнала КиЯ № 1- 100
  • Архив журнала КиЯ № 101- 142
  • Книги о водно – моторной технике, спорте, судовождении и судостроении
  • Сервисные и пользовательские руководства к лодочным моторам
  • Судовождение
  • Картография, Карты, Атласы, Лоции
  • Карта глубин водоемов России
  • Экзамен ГИМС
  • Сводная таблица моторных лодок и катеров
  • Сводная таблица надувных лодок
  • Сводная таблица РИБов
  • Таблица винтов и скоростей
  • Максимальная скорость катера
  • Помощь Клубу!
  • Поиск
  • Карты
  • Регистрация
  • Вход
    • А вы знали?
    • Лодочные моторы производства СССР

      • Пользователь просматривает форум: нет зарегистрированных пользователей
      • Темы Ответов Просмотров Последнее сообщение
      • Лодочные моторы “Привет”
        Johny » 08 дек 2015, 08:32 0 1181 Johny
        08 дек 2015, 08:32
      • Лодочные моторы “Нептун”
        Johny » 08 дек 2015, 08:25 0 1181 Johny
        08 дек 2015, 08:25
      • Лодочные моторы “Вихрь”
        Johny » 08 дек 2015, 08:16 0 1742 Johny
        08 дек 2015, 08:16
      • Лодочные моторы “Ветерок”
        Johny » 08 дек 2015, 08:00 0 1591 Johny
        08 дек 2015, 08:10
      • Лодочные моторы “Салют”
        Johny » 08 дек 2015, 07:39 0 387 Johny
        08 дек 2015, 07:39
      • Лодочные моторы “Москва”
        Johny » 07 дек 2015, 22:38 0 995 Johny
        07 дек 2015, 22:38
      • Лодочные моторы “Стрела”
        Johny » 07 дек 2015, 22:17 0 556 Johny
        07 дек 2015, 22:17

      На борту!

      Пользователь просматривает форум: нет зарегистрированных пользователей

      Источник: xn--90acgcxgpk4b.xn--p1ai

      История создания подвесных лодочных моторов

      В настоящее время подвесной лодочный мотор кажется настолько обычной вещью, что мало кто задается вопросом, а кому же принадлежит идея его создания. Попробуем восполнить этот пробел.

      Идея создания переносного движителя, который мог быть установлен на небольшую лодку, восходит к середине 19 века. Еще ранее 1864 существуют заметки о приспособлениях с педальным вращением и паровых подвесных двигателях, которыми пользовались в Европе до 1900 г.

      Примерно в 1870 году француз Густав Труве представил электрический подвесной двигатель «мотор-пропеллер». Он устанавливался на прогулочных лодках и работал от батареи. Электрический кабель одновременно являлся рулевым тросом.

      В 1890-е годы в Швеции существовала мастерская «Вулкан», которая по лицензии Даймлера производила четырехтактные парафиновые моторы. В 1896 году они выпустили версию подвесного мотора. Двигатель устанавливался горизонтально и вращение передавалось на винт при помощи троса, расположенного внутри S-образной трубки, наполненной смазкой.

      С высокой долей вероятности можно утверждать, что первый бензиновый подвесной мотор был произведен в США корпорацией American Motor Co, Long Island, New York в 1896 году, назывался «American» и имел удивительное сходство с нашим современником. Это был четырехтактный двигатель с воздушным охлаждением, мощностью 1-2 лошадиные силы, горизонтальным цилиндром и вертикальным валом. Двигатель делал 400-600 оборотов в минуту и его мощности хватало, чтобы толкать вперед 12-16 футовую прогулочную лодку. Редуктор располагался под прямым углом и находился под водой.

      Он имел ручное управление и внешний бензобак. Топливо подавалось в цилиндр из бака при помощи гибкого шланга и миниатюрной помпы. А движение задним ходом осуществлялось изменением угла лопастей винта. На сегодняшний день не осталось ни одного такого двигателя и ни одной его фотографии.

      Корпорация произвела на свет около 25 моторов. Были и другие американские компании, которые пытались выпускать подвесные двигатели, но они плохо заводились, грохотали и поднимали облако брызг. Поэтому первые покупатели моторов частенько снова возвращались к веслам.

      Во Франции и Германии в 1902 -1904 годах также производились подвесные лодочные моторы, но и они были громоздки и непрактичны.

      В 1903 году американец Кэмерон Уотерман сделал мотор с воздушным охлаждением. В этом устройстве винт вращался при помощи двух пар маховиков с зубчатой передачей. Данная конструкция отчасти решила проблему вибрации. В 1906 году было продано 25 моторов. В 1907 году Уотерман изменил принцип охлаждения с воздушного на водяное и продал по 3000 штук в 1907 и 1908 году, а в 1909 вдвое больше. Модель мотора получила название “Porto”.

      В 1915 Уотерман продал компанию за 20 000 долларов. Именно подвесной мотор Уотермана считается первым серийным подвесным бензиновым лодочным двигателем.

      В это же самое время Оле Эвинруд, сын норвежского иммигранта, устроился на работу в мастерскую по ремонту сельскохозяйственных машин Fuller&Johnson за 50 центов в день. Сообразительный и обожающий технику, Оле Эвинруд менял работу за работой ради приобретения новых познаний в механике.

      Талантливый механик и моделист, он экспериментировал с четырех цилиндровыми автомобильными двигателями и даже учредил фирму Clemik&Evinrude, целью которой было производство стандартизированных двигателей для небольших автомобилестроительных мастерских. Фирма просуществовала недолго и Оле вернулся на работу в модельную мастерскую.

      В Clemik&Evinrude он познакомился с Бесс Кери и сделал ей предложение.

      В один из Августовских выходных 1908 года Оле и Бесс отправились с друзьями на пикник на один из островов на озере в Милуоки. Это событие оказалось переломным моментов в истории создания лодочных моторов. Бесс захотелось мороженного и Оле отправился за ним на весельной лодке. На обратном пути поднялся ветер и Оле пришлось грести против ветра и течения. Обратный путь занял много времени и мороженное, купленное для Бесс , растаяло.

      Возвращаясь с пикника Оле был крайне молчалив и задумчив. Он был поглощен идеей создания съемного мотора, который можно было бы установить на любую лодку.

      На следующий день, в понедельник, Оле забрал из мастерской свои чертежные инструменты. Оле работал для мастерской в обмен на материалы для мотора. Наконец мотор был закончен. Увидев первые результаты, Бесс сказала, что это похоже на кофемолку.

      На дворе был апрель 1909 г. Оле с братом Бесс –Руссом арендовали какую-то старую «лохань» за 50 центов , взгромоздили на нее мотор и завели его. Вот как Русс вспоминает это событие:

      «Мы прошли на лодке мимо полудюжины больших угольных барж, стоявших в доке. Угольщики сбежались со всех сторон, чтобы посмотреть на нас. Они махали и вопили, но за грохотом мотора их не слышали».

      Оле чувствовал подъем. Его двигатель работал и толкал лодку со скоростью 5 миль в час. Гений механики выполнил свою работу и здесь вступил в дело гений бизнеса в лице Бесс. «Теперь, когда у тебя есть мотор, что ты собираешься с ним делать?» спросила Бесс. А Оле не знал. Бесс предложила немного улучшить конструкцию, чтобы мотор выглядел привлекательнее и легче запускался. Один из друзей одолжил мотор , чтобы сходить на рыбалку и к удивлению Оле вернул его с заказом еще на 10 моторов. Оле построил их сам. Это были одноцилиндровые, двухтактные моторы с батарей зажигания и мощностью полторы лошадиные силы. Весил мотор 65 фунтов и продавался за 62 $.

      “Перестаньте грести! Выбросите весла! Пользуйтесь мотором Evinrude!” – такую рекламу разместила Бесс Эвинруд в газетах Милуоки. В 1909 году .

      Оле и Бесс создали Evinrude Detachable Rowboat Motor Company. А в 1914 Evinrude Light Twin Outboard Motor Company. Практически с 1909 по 1913 гг Эвинруд и Уотерман были единственными производителями подвесных лодочных моторов. Но их идея была быстро подхвачена с 1913 года начали появляться такие фирмы, как Caille, Ferro, Motorow и другие. В те годы было очень популярно использовать для рекламы моторов фото женщин и детей, как подтверждение того, что мотор прост в эксплуатации.

      Рис.7. Рекламные фото из газет и журналов 1915 – 1918 гг.

      Следующим шагом вперед было использование в 1921 году братьями Джонсон ( Jonson Motor Co) алюминиевого литья – прежде неслыханной в производстве подвесных моторов технологии. Новый мотор был легче и тише. Бизнес по производству подвесных моторов развивался очень быстро и требовал новых производственных мощностей. В 1927 году был построен новый завод в Иллинойсе, который до 2000 года оставался штаб-квартирой OMC( Outboard Motor Corporation).

      В 1928 году Briggs&Stratton купила Evinrude Motors и совместно с Ральфом Эвинрудом (сыном Оле Эвинруда) организовала OMC. Это была абсолютно новая компания, которая включила ELTO, Lokwood Motor и др. А в 1936 году к ней присоединилась и Johnson Motor Company. C 1940 по 1945 компания производила моторы для военных целей.

      А в 1949 случилась очередная революция. Модель Johnson Sea Horse QD воплотила практически все черты современного мотора. Мотор имел реверсивный стартер, съемный кожух, переднюю, нейтральную и заднюю передачу и отдельный топливный бак.

      Волна послевоенного индустриального бума взметнула на своем гребне новые марки – Mercury, Mariner, Yamaha, Suzuki, Tohatsu и Honda. Они сыграли свою внушительную роль в эволюции подвесных моторов.

      Моторы стали более надежными, экономичными и с меньшим выхлопом.

      Производство подвесных двигателей вышло за пределы отдельных стран , а торговые марки стали интернациональными.

      История создания подвесных моторов начиная с 1896 г опирается на ряд заметных событий, которые и сделали подвесной мотор таким, каким мы привыкли пользоваться сегодня.

      Ниже представлена краткая хронология:

      1926 Johnson Big Twin, 6 HP, впервые лодка с мотором выходит на глиссирование.

      1928 ELTO Quad, 18 HP, выпускается первый четырех – цилиндровый лодочный мотор.

      1930 OMC Speedtwin Electric, Johnson VESO, 26 HP – выпускается первый лодочный мотор с электрическим стартером.

      1946 Evinrude Big Four , выпускается первый мотор мощностью 50 HP.

      1949 Johnson QD-10, 10 HP выпускается первый мотор с переключением передач передний ход/нейтраль/ задний ход.

      1949 Mercury Thunderbolt, 25 HP выпускается первый рядный четырех цилиндровый подвесной мотор.

      1958 Johnson/Evinrude, 50 HP выпускается первый V-образный четырех цилиндровый мотор.

      1962 Mercury 1000 выпускается первый 100HP лодочный мотор.

      Источник: www.volgaboat.ru

      Охота и рыбалка

      Популярные статьи

      Лодочные моторы

      Каждый рыбак, охотник или турист, имеющий водное транспортное средство с двигателем, желает, чтобы тот работал, «как часы», и никогда не подводил. При этом моторы бывают съемные или стационарные, разные по мощности, надежности, требованиям к топливу и многим другим характеристикам. В нашей стране чаще всего используются отечественные (российские или советские) двигатели для лодок, а также американские, японские и китайские. Есть и другие производители, но их продукция менее распространена.

      Каждая компания рекламирует свою технику, указывая на ее надежность, мощность, качество, дешевизну или иные факторы.

      Обычно есть определенные закономерности. Например, если мотор очень мощный и надежный, то он вряд ли будет самым дешевым. Когда же вам предлагают двигатель по крайне низкой цене, то не мешает проявить больше внимания к его качеству. В такой ситуации приходится делать выбор, руководствуясь собственными критериями. Но простой человек всегда хочет, чтобы было и подешевле, и понадежнее.

      При ненадлежащих условиях эксплуатации двигателя для водного транспортного средства— например, при использовании топлива, которое не рекомендовал производитель, — возможны различные неприятные сюрпризы. Скажем, поломка какой-то из деталей теоретически способна привести к выходу из строя всего агрегата. Если это произойдет где-то на отдаленном водоеме, то владельцу моторки не позавидуешь. Но винить во всем он должен будет только себя.

      Американские двигатели

      Как правило, агрегаты, выпущены на территории Соединенных Штатов, отличаются очень хорошим качеством и приличной мощностью. Большинство предприятий работают уже далеко не первый год и прекрасно себя зарекомендовали. Используются проверенные технологии, имеются давние традиции производства.

      Двигатели создаются весьма надежные, но они не самые дешевые на российском рынке. Их обслуживанием должны заниматься подготовленные работники в специализированных центрах. Владельцам моторов рекомендуется привозить их для сервисных процедур через определенные промежутки времени. На эти цели тоже желательно отложить кое-какие денежные средства.

      Двигатели порой бывают требовательны к качеству топлива и моторного масла. Если какой-то любитель охоты или рыбалки в глухом таежном уголке вдруг решит сэкономить на регулярном обслуживании, хорошем горючем и смазочных материалах (или просто не сможет их найти поблизости), то рискует столкнуться с определенными проблемами.

      Японские двигатели

      Моторы, произведенные в Стране восходящего солнца, в целом хорошие помощники рыбаку и охотнику. Это качественная техника, в основном по средней цене. Производители японских моторов стали широко известны на российском рынке еще с начала 2000-х годов и сразу же завоевали популярность, поставляя очень надежную продукцию.

      «Линейка» двигателей очень широкая. Это и высокооборотистые моторы для быстроходных катеров, и менее мощные агрегаты, разработанные специально для ПВХ и резиновых лодок. Для любителей есть даже электромоторы, обладающие своими преимуществами. В общем, имеются самые разные моторы на любой вкус и «кошелек».

      Двигатели очень надежные, но требовательные к качеству топлива и наличию специализированных масел. Кроме того, необходимо регулярно проводить обслуживание в сервисных центрах и проверять все элементы моторов. Экономить на этих процедурах не стоит. Использование дешевого горючего или масла может испортить хорошую технику.

      Китайские двигатели

      Произведенную в Поднебесной продукцию можно поставить особняком среди других известных лодочных моторов. Она в основном выигрывает благодаря своей цене. Среди китайских двигателей есть очень мощные агрегаты. Те, кому не требуется много лошадиных сил, тоже найдут для себя подходящий вариант. В стране выпускаются и доступные электромоторы.

      Однако немало владельцев китайских двигателей критикуют их за невысокое качество. Иногда отказывает электроника, порой выясняется, что некоторые детали сделаны из «сырого металла». Не исключены и другие «сюрпризы».

      Конечно, во время активного отдыха на природе возможно всякое. От поломки мотора не застрахованы и другие производители. Но считается, что с китайской продукцией такие случаи происходят намного чаще. Хотя минимальная стоимость моторов, собранных в Поднебесной, порой перевешивает все аргументы критиков.

      Российские и советские двигатели

      Отечественная техника зарекомендовала себя давно. Советские и российские моторы отличаются средней стоимостью и хорошей «ремонтопригодностью». Многие модели двигателей можно починить практически на «коленке», если, конечно, иметь необходимые знания, навыки, набор инструментов и запчастей.

      Элементы отечественных моторов обычно делают с хорошим запасом прочности. Между деталями нередко есть большие зазоры, через которые может проходить любая грязь. Хотя, разумеется, нежелательно, чтобы посторонний мусор попадал в двигатель.

      Если у мотора нет электростартера, а обычный вдруг перестанет работать, то маховик иногда удается запустить с помощью банальной бельевой веревки и экспрессивной лексики. Имея под рукой пару отверток, ключей и молоток, можно раскрутить и собрать обратно почти любой отечественный лодочный двигатель. Принцип конструирования у многих из них похожий.

      Самостоятельные доработки

      Советские моторы, как правило, создавали с большим потенциалом мощности. При желании и кое-каких навыках ее можно самостоятельно увеличить. Однако при этом стоит учитывать, что любой водный транспорт имеет предел прочности. Лодки и катера разрабатываются под двигатели определенной мощности. Если она окажется намного больше, то на пиковых нагрузках не исключены повреждения.

      В период бурного развития лодочного движения и водно-моторного спорта активно разрабатывались новые агрегаты и совершенствовались имеющиеся. Из модели «Вихрь-20» сделали «Вихрь-25», а потом и «Вихрь-30». Для малых судов часто использовался мотор «Ветерок-8», а потом и «Ветерок-12».

      Для гонок на водоемах проводили своеобразный «тюнинг». Например, настраивали карбюраторы, изменяли впускные и выпускные каналы. Кто-то экспериментировал с углами винтов, которым придавали нужные характеристики. Некоторые участники пробовали установить двойной карбюратор, электронное зажигание, электростартер.

      Под тот или иной двигатель для водного транспортного средства изготавливались самодельные винты с улучшенными характеристиками. Все мастерили вручную. Заготовка отливалась, а потом дорабатывалась уже самим любителем соревнований, который хотел победить. Одним из активных участников таких состязаний был мой отец — Сергей Юрьевич Иванов. Он неоднократно побеждал или входил в число призеров на гонках моторных лодок…

      Каждый решает сам

      Сейчас в специализированных магазинах в основном продаются импортные двигатели. Если кто-то из охотников или рыболовов хочет приобрести отечественный мотор, то обычно ищет в Интернете на сайтах с объявлениями. Чаще всего покупают уже бывшие в употреблении агрегаты. Иногда их выставляют на продажу в ужасном состоянии, но за приличные деньги.

      И что же лучше: купить импортный или отечественный двигатель? Тут однозначного ответа нет. По техническим характеристикам советские лодочные моторы не уступали иностранным. Конечно, не нужно сравнивать «Вихрь-25» и «Меркурий»: это будет несерьезно.

      Но если есть толковый слесарь, разбирающий в чертежах, которые можно найти на просторах Интернета, то из «Нептуна» при желании удается сделать двигатель мощностью в 40 лошадиных сил с измененными лопастями винта. Но не стоит забывать о вопросах безопасности. Например, если ваша лодка рассчитана на двигатель в 12 л.с., то не нужно ставить на нее мотор мощностью в 25 л.с., иначе может произойти все что угодно.

      Хотя, конечно, выбор всегда останется за вами. Взять ли водометный катер или моторку, ПВХ или обыкновенную резиновую лодку типа «прощай, молодость». Тут все зависит от вас, от ваших возможностей и потребностей, от того, как именно вы планируете отдыхать на водоеме в теплый период.

      Виктор Иванов, г. Абакан

      Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов

      Источник: handf.mirtesen.ru